Версия сайта для слабовидящих
фото

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ТЕМА НИР КАФЕДРЫ

(2021–2025)

«Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к работе в условиях гетерогенной образовательной среды»

Актуальность исследования.

Как свидетельствуют многочисленные исследования, признак гетерогенности сигнализирует о неоднородности образовательной среды (ученической группы, ученического коллектива), следовательно, педагоги должны уметь выделять различные типологические группы учащихся в образовательной среде, понимать их специфику, определяющую стиль, направления, формы и методы взаимодействия.

Согласно документам, определяющим развитие педагогического образования в Республике Беларусь, (Концепции развития педагогического образования и др.) педагогам современного учреждения образования необходимо уметь эффективно взаимодействовать в образовательно-воспитательном процессе со следующими категориями учащихся: одаренными детьми; детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития; детьми, оказавшимися в социально опасных условиях; склонными к употреблению алкоголя, наркотических, психотропных веществ; с отклоняющимся (девиантным) поведением и т.п.

Эта идея является ключвой в рамках обобзначенной научной темы кафедры.

Этап 2021 года (этап 1)

Понятийно-содержательные характеристики феномена гетерогенности образовательной среды: многообразие, интеграция, инклюзия, поликультурность, типологические группы обучающихся.

Этап 2022 года (этап 2)

Определение структуры (компонентов) и содержания профессиональной готовности будущих педагогов к работе в условиях гетерогенной образовательной среды

Этап 2023 года (этап 3)

Моделирование процесса поэтапного формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе в условиях гетерогенной образовательной среды

Этап 2024 года (этап 4)

Методика поэтапного формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе в условиях гетерогенной образовательной среды (этапы, содержание, формы, методы, средства работы)

Этап 2025 года (этап 5)

Научно-методическое и дидактическое обеспечение процесса поэтапного формирования профессиональной готовности будущих педагогов к работе в условиях гетерогенной образовательной среды.

«СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» (2016–2020)

Тема отвечает основным положениям Концепции развития педагогического образования на 2015–2020 гг. (приказ министра образования РБ 25.02.2015 № 156), согласно которой педагогам современного учреждения образования необходимо уметь эффективно взаимодействовать в образовательно-воспитательном процессе с «одаренными детьми; детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей; с детьми-инвалидами и детьми с особенностями психофизического развития; детьми, оказавшимися в социально опасных условиях; склонными к употреблению алкоголя, наркотических, психотропных веществ; с отклоняющимся (девиантным) поведением…» (стр. 11 Концепции), а также уметь работать в условиях стирания границ межкультурной коммуникации, выполняя миссию сохранения национально-культурных традиций. Отсюда цель исследования: выявить специфику организации социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях поликультурного образовательного пространства

Этап 2016 года (этап 1)

Изучение сущности понятий «педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса», «поликультурность», «образовательное пространство», «поликультурное образовательное пространство».

Этап 2017 года (этап 2)

Определение структуры и основных компонентов поликультурного образовательного пространства.

Этап 2018 года (этап 3)

«Научно-методическое обеспечение социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования различных ступеней».

Этап 2019 года (этап 4)

Обоснование функций и основных направлений деятельности педагога социального и педагога-психолога по сопровождению учебно-воспитательного процесса в условиях поликультурного образовательного пространства»

Этап 2020 года (этап 5)

Систематизация принципов, методов, форм и средств социально-педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в условиях поликультурного образовательного пространства».

Договор № 1809 на оказание научно-производственных услуг

«НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

Срок выполнения: 20.12.2018-20.06.2019

Руководитель временного научного коллектива «Творчество» Астрейко Елена Сергеевна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент

Содержание работы:

1. Разработка программы и проведение научно-практического семинара «Возрождение белорусских народных промыслов в системе дополнительного образования детей и молодежи», ориентированного на повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (площадка УО МГПУ им.И.П.Шамякина). (Март 2019)

2. Разработка программы и проведение международной научно-практической конференции «Возрождение, развитие и популяризация народных художественных промыслов и ремесел в системе дополнительного образования детей и молодежи» (площадка УО МГПУ им.И.П.Шамякина). (Май 2019)

3.Тьюторское сопровождение подготовки для конференции научных докладов и сообщений педагогов ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодёжи» и разработка макета сборника материалов конференции.(Май 2019)

4.Разработка и оформление практических рекомендаций по организации работы объединений по интересам декоративно-прикладной направленности в системе дополнительного образования детей и молодежи, направленной на возрождение, развитие и популяризацию народных художественных промыслов и ремесел. (Июнь 2019)

Выполнение НИР

«РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛАРУСИ (ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VI КЛАССОВ)»,

включенную в задание «Разработать научно-методическое обеспечение формирования личностных и метапредметных компетенций обучающихся в образовательном процессе» Отраслевой научно-технической программы «воспитание через обучение» 2018-2020

Разработчик от кафедры: доктор пед. наук, профессор Болбас В.С.

Содержание работы:

  1. Программа факультативного курса «Духовное наследие Беларуси (VI класс)».
  2. Учебное пособие Духовное наследие Беларуси (VI класс)», включающее иллюстративно и системно представленный теоретический материал, дидактические интерактивные игры и задания, тесты, викторины, пазлы и др.
  3. Методические рекомендации для педагогов по организации проведению факультативного курса «Духовное наследие Беларуси (VI класс)».
  4. Программно-дидактический комплекс с мультимедийным сопровождением «Духовное наследие Беларуси (факультативный курс для учащихся VI классов)».
  5. Учебное пособие для учащихся«Духовное наследие Беларуси (VI класс)» (графирование и утверждение НМС МО РБ).
  6. Издание программно-дидактического комплекса «Духовное наследие Беларуси (факультативный курс для учащихся VI классов)».