Версия сайта для слабовидящих


Иванова Лилия Николаевна

Ученая степень: Кандидат психологических наук

Ученое званиe: доцент

БИОГРАФИЯ

Закончила Мозырский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской по специальности «Педагогика и методика начального обучения» (1985г.), аспирантуру БГПУ им. М.Танка (1996г.), защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.07 Педагогическая психология (2001г.). С 2001 года по 2017 год – заведовала кафедрой практической психологии и дефектологии. С 2018 года – доцент кафедры педагогики и психологии.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Область научных интересов: научно-методическое обеспечение содержания психологического образования;

руководство научно-исследовательской работой: «Формирование профессиональной направленности студентов педвуза при изучении дисциплин психологического и дефектологического циклов»

участие в международном образовательном проекте: «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования в среде многообразия» (543873-TEMPUS-1-2013-DE-TEMPUS-JPCR)

Преподаваемые дисциплины: психология; педагогическая психология; психолого-педагогическая диагностика нарушений развития; жизнестойкость и адаптивность: что придает силы детям и молодежи; теория и практика специального образования.

ПУБЛИКАЦИИ

Научные работы

1.Иванова, Л.Н. О диагностике уровня развития пространственного мышления младших школьников / Л.Н. Иванова // Творческое внедрение в практику достижений психолого-педагогической науки: тезисы докладов научно-практической конференции; редкол.: З.П. Басманова [и др.]. – Новгород: ИУУ, 1988. - С. 12-13.

2.Иванова, Л.Н. О необходимости целенаправленного развития пространственного мышления у дошкольников / Л.Н. Иванова // Связь теории с практикой в процессе обучения: сборник научных статей / редкол.: И.А. Борейша [и др.]. – Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1991. - С. 160-162.

3.Иванова, Л.Н. Проблема психологической адаптации студентов, обучающихся в Чернобыльской зоне / Л.Н. Иванова // Праблемы народнай адукацыі, навукі, культуры Беларускага Палесся: тэзісы дакладаў і паведамленняў навукова-практычнай канферэнцыі. – Мазыр: МДПІ імя Н.К. Крупскай, 1992. - С. 58.

4.Иванова, Л.Н. Некоторые вопросы диагностики личностной и познавательной сферы студенческой молодежи, подвергшейся радиационному воздействию / Л.Н. Иванова // Психологическая наука и общественная практика: сборник материалов научно-практической конференции. – Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1993. - С. 27.

5.Иванова, Л.Н. Праблема эмацыянальнай устойлівасці настаўнікаў у працэссе педагагічнага ўзаемадзеяння / Л.Н. Иванова // Падрыхтоўка творчага настаўніка: матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі. – Мазыр: МДПІ імя Н.К. Крупскай, 1994. - С. 28.

6.Иванова, Л.Н. О подготовке учащихся технических лицеев к производственной деятельности / Л.Н. Иванова // Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа: содержание и технологии: материалы республиканской научно-практической конференции. – Минск: ИУУ, 1994. - С. 103-109.

7.Иванова, Л.Н. К вопросу о критериях сформированности невербального интеллекта учащихся / Л.Н. Иванова // Измерения в педагогике: материалы конференции. – С-Петербург, 1994. - С. 234-238.

8.Иванова, Л.Н. О необходимости формирования самоконтроля эмоциональных состояний у будущего учителя / Л.Н. Иванова // Психолого-педагогические проблемы подготовки специалистов начальной школы и дошкольных учреждений: тезисы докладов и сообщений международного симпозиума / редкол.: Брынзарей Ю.Г. [и др.]. – Мозырь: МГПИ, 1996. - С. 31-32.

9.Иванова, Л.Н. Изучение эмоций в творчестве Л.С. Выготского / Л.Н. Иванова // Л.С. Выготский и современность: тезисы международного конгресса / редкол.: Я.Л. Коломинский [и др.]. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 1996. - С. 62-63.

10.Иванова, Л.Н. Спецкурс по психологии в системе профессиональной подготовки учителя обслуживающего труда / Л.Н. Иванова // Удасканаленне падрыхтоўкі настаўнікаў абслуговай працы.Зборнік артыкулаў рэспубліканскай канферэнцыі / рэдкал.: I.А. Карабанаў [і інш.]. - Мазыр: МДПІ, 1997. - С. 45.

11.Иванова, Л.Н. Совершенствование эмоциональной культуры будущего учителя как условие оптимизации его воспитательной функции / Л.Н. Иванова // Теория и практика нравственного воспитания: история, современность, перспективы: материалы международной научной конференции. – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 1998. - С. 51-52.

12.Иванова, Л.Н. Эмоции как процесс, влияющий на деятельность человека / Л.Н. Иванова, П.П. Шумский // Эмоции. – Мозырь: РИФ “Белый ветер”, 1998. – 20 с.

13.Иванова, Л.Н. Тэарэтычныя і практычныя аспекты эмацыянальнай самарэгуляцыі / Л.Н. Иванова, Р.А. Макаревич // Народная асвета. – 1999. – № 2. - С. 14-19.

14.Иванова, Л.Н. Подготовка будущего учителя начальных классов к управлению эмоциями в профессиональной деятельности / Л.Н. Иванова // Белорусская начальная школа: проблемы и перспективы развития: материалы конференции. – Мозырь: МГПИ, 1999. - С. 39-42.

15.Иванова, Л.Н. О формировании умений эмоциональной саморегуляции у будущих педагогов / Л.Н. Иванова // Труды Мозырского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской: юбилейный сб. / под ред. В.В. Валетова. – Мозырь, 1999. - С. 90-95.

16.Иванова, Л.Н. Психологическое обоснование путей совершенствования эмоциональной культуры студентов педвуза / Л.Н. Иванова // Формирование воспитывающей социо-культурной среды в учеб. завед.: материалы республиканского семинара. – Мозырь: МГПИ, 1999. - С. 170-172.

17.Иванова, Л.Н. Диагностика эмоциональных состояний студентов-практикантов / Л.Н. Иванова // Белорусская начальная школа: проблемы и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. В.В. Валетова. – Мозырь: МозГПИ им. Н.К. Крупской, 2000. - С. 132-135.

18.Иванова, Л.Н.Эмоциональная культура как критерий воспитанности учителя / Л.Н. Иванова // Человек. Мораль. Общество: сборник научных работ / под ред. В.С. Болбаса. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2001. - С. 39-43.

19.Иванова, Л.Н. Особенности формирования умений эмоциональной саморегуляции студентов педагогического института / Л.Н. Иванова // Профессиональная подготовка учителей технологии: сб. науч. статей. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2002. - С. 6-11.

20.Иванова, Л.Н. Методика формирования умений эмоциональной саморегуляции у студентов педвуза / Л.Н. Иванова // Психолого-педагогические основы профессинальной подготовки учителя в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы: материалы международной научно-практической конференции. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2002. - С. 148-150.

21.Иванова, Л.Н. Эмоциогенные ситуации в системе педагогического взаимодействия / Л.Н. Иванова // Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: материалы Международной научно-практической конференции. – Минск: БГПУ, 2002. – С. 169-171.

22.Иванова, Л.Н. Об одном способе диагностики развития пространственного мышления младших школьников / Л.Н. Иванова // Белорусская начальная школа: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции. – Мозырь: УО МГПУ, 2003. – С. 188-190.

23.Иванова, Л.Н. Самооценка профессионально значимых качеств личности будущих педагогов-психологов / Л.Н. Иванова // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: материалы межвузовского методологического семинара / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. – Гомель: УО “ГГУ им. Ф.Скорины”, 2003. – С. 128-132.

24.Иванова, Л.Н. Развитие субъектности педагога средствами новых технологий / Л.Н. Иванова // Игровые технологии в современном воспитательном процессе: материалы респ. науч.-практ. конф. - Мозырь: УО МГПУ, 2004. - С. 10-11.

25.Иванова, Л.Н. Субъектность студента как цель психолого-педагогической подготовки / Л.Н. Иванова // Педагогическое наследие академика И.А. Харламова и современные проблемы обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи: материалы респ. науч.-практ. конф. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – С. 191-193.

26.Иванова, Л.Н. Психологическая культура в подготовке педагога-психолога / Л.Н. Иванова // Беларуская пачатковая школа: праблемы і перспектывы развіцця: матэрыялы V Міжнароднай навукова-практычнай канференцыі. – Мазыр: УА МДПУ, 2005. – С. 46-48.

27.Иванова, Л.Н. Об одном способе диагностики развития пространственного мышления младших школьников / Л.Н. Иванова // Дошкольное воспитание и начальное образование: психолого-педагогические аспекты инновационной деятельности: сборник статей. – Мозырь: УО МГПУ, 2006. – С. 79-81.

28.Иванова, Л.Н. Самооценка профессионально значимых качеств личности будущих педагогов-психологов / Л.Н. Иванова // Беларуская пачатковая школа: праблемы і перспектывы развіцця: Матэрыялы VI Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі. –Мазыр: УА МДПУ імя І.П. Шамякіна, 2007. – С. 79-83.

29.Иванова, Л.Н. Проблема самоуправления психическими состояниями инженеров-педагогов в период профессиональной подготовки / Л.Н. Иванова // Теория и практика инновационной подготовки инженеров-педагогов: сб. науч. тр. / УО «Мозырский гос. пед. ун-т им. И.П. Шамякина»; под общ. ред. В.В. Валетова. – Вып. 3. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2007. – С. 242-244.

30.Иванова, Л.Н. Развитие личности студента как субъекта педагогической деятельности / Л.Н. Иванова // Наука, образование и культура: состояние и перспективы инновационного развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Мозырь: УО «МГПУ им. И.П. Шамякина», 2008. - С. 90-93.

31.Иванова, Л.Н. Студент-психолог как личность / Л.Н. Иванова // Психологические проблемы профессионального развития и профессионального образования личности: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: В.В. Валетов (гл. ред.). – Мозырь, 2010. - С. 66-67.

32.Иванова, Л.Н. Профессиональное становление студента-психолога как развитие личности / Л.Н. Иванова // Современные информационные технологии и инновационные методики обучения в подготовке специалистов: методология, теория, опыт, проблемы: материалы Международной научно-практической конференции / ВинГПУ им. М. Коцюбинского. – Винница, 2010. – С. 257-259.

33.Иванова, Л.Н. Сказкотерапия как метод коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников / Л.Н. Иванова // Дзіцячы сад – пачатковая школа: праблемы пераемнасці, навучання і выхавання : матэрыялы Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, г. Мазыр, 21-22 кастр. 2010 г. /УА МДПУ імя I.П. Шамякіна; рэдкал.: Б.А. Крук. – Мозырь, 2010. – С. 203-207.

34.Иванова, Л.Н. Профессиональное становление в вузе как развитие личности / Л.Н. Иванова // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире: IV Международная науч. конференция, 28-29 октября 2010 г., Гомель: в 2 ч. [материалы] / С.Н. Жеребцов (отв. ред.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – Ч. 1. – С. 350-354.

35.Иванова, Л.Н. Формирование профессиональной культуры педагога-психолога / Л.Н. Иванова // Содержательные, процессуальные и лингвистические проблемы теории и практики подготовки специалистов для начальной школы, дошкольных и специальных учреждений: сборник трудов преподавателей факультета дошкольного и начального образования / редкол. Б.А. Крук. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2011. - С. 121-128.

36.Иванова, Л.Н. Современные методы подготовки педагогов-психологов / Л.Н. Иванова // Использование передовых технологий обучения в учреждениях образования: материалы III Республиканской научно-практической конференции. - Гродно: УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», 2011. - С. 97-82.

37.Иванова, Л.Н. Самооценка профессионально важных качеств студентами педвуза / Л.Н. Иванова // Повышение эффективности практической подготовленности будущего учителя к профессиональной деятельности: материалы Респ. науч.-практ. конф., г. Минск, 23 нояб. 2012 г. - Минск: БГПУ, 2013. - С. 325-329.

38.Иванова, Л.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Н. Иванова // Дзіцячы сад – пачатковая школа: праблемы пераемнасці і аптымізацы і адукацыі: матэрыялы VIII Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі г. Мазыр, 31 кастр. – 1 лістап. 2013 г. / МДПУ імя I.П. Шамякіна; рэдкал.: Б.А. Крук [i iнш.]. - Мазыр, 2013. - С. 242-244.

39.Иванова, Л.Н. Обучение игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Л.Н. Иванова // Современные подходы к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Курган: изд-во Курганского государственного университета, 2014. - С. 194-196.

40.Иванова, Л.Н. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза / Л.Н. Иванова // Разностороннее развитие и нравственное воспитание обучающихся в целостном образовательном процессе: республиканская науч.-практическая конференция, 16 окт. 2014 г.: в 2 ч. / редкол.: В.П. Горленко (отв. ред). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2014. – Ч. 1. - С. 175-178.

41.Иванова, Л.Н. Формирование жизнестойкого поведения в младшем школьном возрасте / Л.Н. Иванова // Дзіцячы сад – пачатковая школа: праблемы пераемнасці і аптымізацы і адукацыі: матэрыялы IX Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, г. Мазыр, 29 кастр. 2015 г. / УA МДПУ імя I.П. Шамякіна; рэдкал.: Б.А. Крук. - Мазыр, 2015. - С. 170-172.

42.Иванова, Л.Н. Курс «Жизнестойкость и адаптивность: что придает силы детям и молодежи»: содержание и методика / Л.Н. Иванова // Инклюзивное образование как организационная основа педагогики многообразия : сб. науч. ст. по итогам Международного образовательного проекта «Подготовка и переподготовка педагогов и руководителей образования в среде многообразия» (543873-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR) / редкол.: В.В. Валетов [и др.]. – Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. – С. 66-69 (в соавторстве).

43.Иванова, Л.Н. Формирование умений эмоциональной саморегуляции у студентов педвуза / Л.Н. Иванова // Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной подготовке специалистов дошкольного и начального образования: сб. науч. ст. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина; редкол.: Б.А. Крук (отв. ред.) [и др.]. - Мозырь, 2016. - С. 30-37.

44.Иванова, Л.Н. Инновационный спецкурс в процессе подготовки студентов педвуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Л.Н. Иванова, Н.С. Жлудова // Инновационные модели и технологии комплексного сопровождения детей с нарушениями развития : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т.Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – С. 18-20.

45.Иванова Л.Н., Цырулик Н.С. Исследование сформированности счетных навыков у младших школьников с нарушением психического развития (трудностями в обучении) / Л.Н. Иванова, Н.С. Цырулик // Веснiк МДПУ iмя I.П. Шамякiна. - 2017. - №1. - С. 88-93.

46.Иванова, Л.Н. Связь жизнестойкости с адаптивными копинг-стратегиями студентов педвуза / Л.Н. Иванова // Дошкольное и начальное образование: сб. науч. ст. / УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2017. – 142 с.

47. Образование XXI века: проблемы, приоритеты и перспективы развития: сб. материалов Республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию психолого-педагогического факультета, брест, 20 октября 2017 г./Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина; редколл.: М.П. Осипова, И.А. Мельничук, М.П. Михальчук; под общ.ред. И.Г. Матыциной.- Брест: БрГУ,2017.- С.210-122.

48. Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации: материалы Международной науч.-практ. Конф., г.Минск, 25-26 октября 2018 г./Бел.гос.пед.ун-т им. М.Танка; редкол.: В.В. Хитрюк [и др.].- Минск: БГПУ.- С.107-109.

49. Дзіцячы сад – пачатковая школа: вопыт, пераемнасць, перспектывы: зборнік артыкулау/ YA МДПУ імя I.П. Шамякіна; рэдкал. :Б.А. Крук – Мазыр: МДПУ імя I.П. Шамякіна 2018.- С.117-119.

50. Иванова, Л.Н., Борисенко, М.А.Методологія сучасних наукових досліджень : збірник наукових праць за результатами ХV Міжнародної науково-практичної конференції (15–16 листопада 2018 р., м. Харків) / за заг. ред. Ю. Д. Брйчука та К. А. Юр’євої — Харків : ХНПУ імені Г.С. Сковороди, 2018. — С.36-38.

51. Педагогика многообразия. Инклюзивный подход к организации образовательного процесса в гетерогенной среде: сб.науч.тр./под общ.ред. канд.пед.наук, доц.И.В.Журловой.- Мозырь: МГПУ им. И.П.Шамякина, 2019.- С.142-148.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

1. Изучение классным руководителем личности школьника и ученического коллектива: методические рекомендации / авт.-сост. Пушкина Т.А., Иванова Л.Н. - Гомель: ИУУ. - 1989. - 73 с.

2. Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся: методическое пособие / сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Иванова Л.Н. - Мозырь: МГПИ. - Вып 3. - 1995. – 20 с.

3. Изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся: методическое пособие / сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Иванова Л.Н. - Мозырь: МГПИ, 1995. - Вып 4. – 20 с.

4. Возрастная психодиагностика: учебная программа / сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Иванова Л.Н., Кожаева В.И. - Мозырь: МГПИ, 1996. – 14 с.

5. Изучение-эмоционально-волевой сферы учащихся: методическое пособие / сост. Шумский П.П., Иванова Л.Н. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1996. - Вып 4. – 20 с.

6. Изучение личности учащихся: методическое пособие / сост. Шумский П.П., Дыгун М.А., Иванова Л.Н. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. - Вып 12. – 20 с.

7. Практикум по педагогической психологии:пособие/ сост. Шумский П.П., Иванова Л.Н., Буценко И.Н. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 124 с.

8. Иванова, Л.Н. Основы эмоциональной саморегуляции в педагогической деятельности: программа спецкурса / Л.Н. Иванова. – Мозырь: МГПИ, 1999. - 9 с.

9. Педагогическая практика по психологии: методические рекомендации / сост. Кочубей Е.М., Старикова Л.Л., Иванова Л.Н. – Мозырь: МГПИ, 1999. – 28 с.

10. Возрастная психология: учебная программа / сост. Лутович Т.Ф., Кочубей Е.М., Старикова Л.Л., Иванова Л.Н. – Мозырь: МГПИ, 2000. – 12 с.

10. Опоры по педагогической психологии: пособие / сост. Амельков А.А., Дыгун М.А., Иванова Л.Н. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. – 72 с.

11. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива: методические указания / сост. Иванова Л.Н., Кожаева В.И. – Мозырь: УО МГПУ, 2003. - 43 с.

12. Психология: учебная программа / сост. Дыгун М.А., Иванова Л.Н. - Мозырь: УО МГПУ, 2003. - 51 с.

13. Педагогическая психология: справочное издание / Амельков А.А., Дыгун М.А., Иванова Л.Н. - Мозырь: Содействие, 2006. - 72 с.

14. Краткий курс лекций по психологическим дисциплинам / сост. Иванова Л.Н., Калач Л.А., Кожаева В.И. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. - 97 с.

15. Основы педагогики и психологии: курс лекций / сост. Галенко С.Н., Иванова Л.Н. [и др.]. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. - 187 с.

16. Педагогическая психология: пособие / сост. Иванова Л.Н., Карпович И.А. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. - 95 с.

17. Конспект лекций по возрастной психологии и педагогической психологии: пособие / сост. Дыгун М.А. [и др.]. – Минск: Экоперспектива, 2009. - 200 с.

18. Возрастная психология: краткий курс лекций / сост. Дыгун М.А. [и др.]. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2009. – 113 с.

19. Иванова, Л.Н. Модульный элемент 2.3. “Жизнестойкость и адаптивность: что придает силы детям и молодежи?”: учебно-методическое пособие / Иванова Л.Н., Жлудова Н.С. // Книга модулей. Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями: учеб.-метод. пособие: в 3-х тт. [кол-в авторов; под ред. Г. Нестеренко, Н. Отрох]. – Херсон: ОЛДИ-ПЛЮС, 2016. – Т. 1. Бакалавриат. - С. 78-94.