Кафедра педагогики
Кафедра педагогики была создана в июле 1944 года. Её первым заведующим стал заместитель директора по учебной и научной работе А.Т. Абрамович, в составе кафедры было два преподавателя и один лаборант.
К 1956 году кафедра педагогики была уже полностью укомплектована специалистами, способными на должном научно-методическом уровне обеспечивать учебный процесс и успешно вести научно-исследовательскую работу. В это время был подготовлен к изданию первый выпуск научных публикаций Мозырского государственного педагогического института, в котором были изданы 11 статей членов кафедры.
Структура, состав и название кафедры неоднократно меняли. В июне 1982 произошло разделение кафедры на кафедру педагогики и кафедру психологии, а в октябре 1987 года они были вновь объединены. В январе 1996 года была реорганизована кафедра педагогики и психологии и образованы две общеинститутские кафедры: педагогики (зав. кафедрой В.С. Болбас) и психологии (зав. кафедрой П.П. Шумский). В 2001 году была создана кафедра практической психологии и дефектологии (зав. кафедрой Л.Н. Иванова). В июле 2016 года произошло объединение двух кафедр: психологии и педагогики профессионального обучения и педагогики на филологическом факультете и кафедры психологии и педагогики профессионального обучения и педагогики. На их основе создана кафедра педагогики и психологии, котора была включена в состав технолого-биологического факультета. С февраля 2018 года преподаватели кафедры практической психологии и дефектологии определены к кафедре педагогики и психологии, которая стала относиться к факультету дошкольного и начального образования.
В РАЗНЫЕ ГОДЫ КАФЕДРУ ВОЗГЛАВЛЯЛИ
Кафедра педагогики осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров для системы образования Республики Беларусь, подготовка педагогических кадров на II ступени получения высшего образования (магистратура), подготовку научных работников высшей квалификации в системе послевузовского образования (аспирантура).
С 2020/2021 учебного года ведется обучение студентов из числа иностранных граждан Китайской Народной Республики по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования), профилизация «Образовательный менеджмент» (очная (дневная) форма получения II ступени высшего образования).
В настоящее время на кафедре педагогики работают 9 преподавателей. Среди них 1 профессор, 5 доцентов, 1 старший преподаватель и 2 преподавателя. Возглавляет кафедру кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Лариса Анатольевна.
На кафедре работают высококласные специалисты. Профессор кафедры В.С. Болбас – известный в стране и за ее пределами историк педагогики и исследователь этнической педагогики, автор более 230 научных работ, включая 10 монографий, 4 из которых подготовлены единолично. Под его руководством подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации 3 преподавателя университета.
В.С. Болбас возглавляет научную школу, которая разрабатывает проблемы этнической педагогики белорусов, где в настоящий момент готовятся 3 кандидатские и 1 докторская диссертации. Является заместителем главного редактора научного журнала «Вестник Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина», членом редакционного совета и редакционных коллегий трех научных журналов Российской Федерации, членом докторского совета по защите диссертаций БГПУ имени М. Танка. За творческие успехи и плодотворную работу В.С. Болбас награжден нагрудным знаком Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования», Почетной грамотой и грамотой Министерства образования Республики Беларусь, грамотами Гомельского областного Совета депутатов, управления образования и управления культуры Гомельского облисполкома, Мозырского и Октябрьского районных исполнительных комитетов Гомельской области.
Доцент кафедры Л.В. Исмайлова – один из ведущих в университете преподавателей педагогических и социально-педагогических дисциплин. Автор 98 научных публикаций по проблемам профессионально-личностного развития будущих педагогов, формирования готовности к профессиональной деятельности, 12 учебно-методических работ, в т.ч. 3 пособий, практикума, хрестоматии.
За плодотворную работу по подготовке педагогических кадров награждалась нагрудным знаком Министерства образования «Отличник образования», Почетной грамотой Мозырского районного Совета депутатов, почетными грамотами и грамотами университета. За активную работу по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи награждена епархиальной медалью Туровской епархии Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата Московского Патриархата) «Святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские» III степени.
Преподаватели кафедры принимает активное участие в выполнении программ научных исследований Министерства образования Республики Беларусь, Национальной академии наук Республики Беларусь, Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, а также хозяйственных договоров с отдельными организациями, отделами образования.
По проблематике истории педагогики и образования, истории поликультурного дошкольного образования доцентом кафедры Т.В. Палиевой опубликовано более 90 научных работ, в том числе 2 монографии, 3 учебно- методических пособия с грифом учебно-методического объединения по педагогическому образованию, 23 статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК РБ. Она активно сотрудничает с учреждениями высшего образования Российской Федерации.
Вопросами истории педагогики Беларуси, проблемами природосообразного воспитания занимается доцент кафедры Г.В. Болбас. Она является автором более 150 научных публикаций, в том числе статей в авторитетных российских изданиях «Педагогика», «Народное образование». Ее монография «Принцип природосообразности воспитания в историко-педагогическом наследии Беларуси XVI–XVII вв.» удостоена диплома I степени на Всероссийском конкурсе учебно-методических, учебных и научных работ.
Доцент кафедры педагогики Е.С. Астрейко автор более 300 научных и учебно-методических работ, в том числе электронный учебно-методический комплекс с грифом «Допущено Министерством образования Республики Беларусь», 4 монографии, 4 учебно-методических пособия, 2 типовые учебные программы, 1 учебно-методическое указание. Она результативно сотрудничает с учреждениями образования Гомельской области: является ответственной за филиал кафедры педагогики на базе ГУО «Мозырский центр творчества детей и молодежи». За плодотворную работу по подготовке педагогических кадров Е.С. Астрейко награждалась Архиерейской грамотой Московского Патриархата, Белорусской Православной Церкви и Туровской епархии; почётной грамотой и благодарностями Мозырского районного исполнительного комитета; почётными грамотами и благодарностями УО МГПУ им. И.П. Шамякина; Юбилейной грамотой БГПУ им. М.Танка.
На кафедре выполнен Республиканский экспериментальный проект «Апробация модели по формированию деонтологической готовности педагогов к взаимодействию с дезадаптированными подростками в учреждениях общего среднего образования и в условиях дополнительного образования детей и молодежи (2021–2023)». В рамках проекта при кафедре создан Центр педагогической деонтологии, студенческий педагогический театр «Личность», действует студенческая лаборатория социально-педагогических исследований.
Кафедра активно сотрудничает с учреждениями образования Гомельской области. Доцент Т.И. Татаринова на протяжении многих лет являлась факультетским руководителем педагогической практики, ответственным за деятельность филиала кафедры белорусской и русской филологии; руководителем учебно-методического семинара «Взаимодействие высшей и средней школы в системе подготовки учителя-словесника». Она является автором более 180 научных и методических публикаций, трех пособий с грифом УМО ПО.
Т.А. Пазняк вносит большой вклад в организацию сотрудничества с учреждениями дошкольного образования РБ, города Мозыря и Мозырского района Это выполнение хозяйственных договоров; подготовка дипломных, курсовых работ по заказу учреждения дошкольного образования; организация и проведение учебных и производственных практик; подготовка совместных публикаций; проведение семинаров, практикумов, мастер-классов; профориентационная работа; совместное ресурсное обеспечение образовательного процесса учреждения дошкольного образования, обогащение предметно-развивающей среды детского сада, разработка дидактических пособий.
Более 25 лет на кафедре педагогики работают преподаватели Е.В Кузьменко и А.В. Комонова. В учебном процессе на семинарских и практических занятиях они применяют современные образовательные технологии, в том числе проблемного обучения, интерактивные формы и методы обучения.
В период прохождения педагогических практик оказывают методическую помощь студентам, осуществляют руководство научно-исследовательской деятельностью студентов, подготовку их к участию в ежегодно проводимых международных студенческих научно-практических конференциях.
Состав кафедры пополняется молодыми перспективными преподавателями.
Доцент Т.Е. Лаевская в 2023 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук. С сентября 2023 года является доцентом кафедры педагогики. Автор 27 научных работ.
Преподаватели кафедры осуществляют исследования в рамках кафедральной НИР «Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к работе в условиях гетерогенной образовательной среды» (2021–2025). Под руководством профессора кафедры В.С. Болбаса выполняется НИР № 4 «Научно-методические основы подготовки учителей к организации этнокультурного обучения и воспитания в системе непрерывного педагогического образования Республики Беларусь», включенная в задание №2 «Разработать стратегические направления и механизмы модернизации непрерывного педагогического образования в целях гуманитарной безопасности и устойчивого развития» (ГПНИ № 12 «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства». Подпрограмма № 8 – Образование). Молодыми учеными и аспирантами кафедры реализуется проект НИР «Формирование культуры межличностного взаимодействия педагога и учащегося в ситуациях провокации агрессии в учреждениях общего среднего образования» (БРФФИ, 2021–2023).
Преподаватели кафедры педагогики активно занимаются воспитательной работой среди студентов, работают кураторами академических групп, читают лекции, проводят беседы по актуальным проблемам воспитания молодежи, о роли учителей в государстве. Проводится работа по профориентации школьников на преподавательскую профессию.
Лекции, практические и лабораторные занятия проводятся на должном научно-методическом уровне. Много внимания уделяется подготовке учебно-методических изданий для студентов очного (дневного) и заочного отделения, организации их самостоятельной работы.
Учебно-методический арсенал кафедры включает подготовленные преподавателями различные виды изданий, используемых в образовательном процессе: монографии, учебные и методические пособия, социально-педагогические и психологические практикумы, курсы лекций, учебно-методические указания и рекомендации, справочные материалы, представленные как в библиотеке, так и в кабинете педагогического мастерства.